Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Лагани

6 апреля 2024 года, в предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан посетил город Лагань и совершил Божественную литургию в церкви иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Высокопреосвященному владыке сослужили: настоятель церкви «Живоносный Источник» игумен Арсений (Малышев), протоиерей Сергий Крюков, иеромонах Владимир (Алфёров).

После чтения Евангелия Правящий архиерей обратился к верующим Лагани со словом проповеди: « В Евангельском чтении мы сегодня слышим о том, как Господь проходил по улицам города и встретил сборщика податей, мытаря, Левия, который нам известен еще под именем Матфея. Он услышал слово Христа: «Следуй за Мною» (Мк. 2:14). Мытарь последовал зову Спасителя и пошел за Ним. Евангелист Марк не расписывает детали этой встречи. Его Евангелие вообще отличается особой краткостью. Но в этом отрывке для нас есть два особо важных момента, на которые следует обратить внимание.

Во-первых, Христос зовет за собой чиновника, находящегося на государственной службе. То есть Левий собирал подати, выполнял свою работу, но Христос говорит ему: «Следуй за Мною» (Мк. 2:14) и он бросает свою службу и идет за Господом, потому что его душа почувствовала, что иначе нельзя. Мы и сегодня видим, как люди верующие, но занимающие высокие должности, стесняются прийти в храм. Даже сейчас, когда президент крестится, держит пост, причащается, говорит о своей вере, а мы до сих пор видим, как начальствующие стесняются прийти в храм, стесняются показать свою веру. И мужчины также не идут в храм, говоря, что это дело женщин и детей. А Левий, сборщик податей, оставил все и пошел за Христом. И Господь, видя, что душой он стремится к Царствию Божию, пришел к нему в дом на ужин, не погнушавшись, хотя знал, что он, мытарь, ненавидим в обществе.

Второе, на что следует обратить пристальное внимание, что Христос не погнушался мытарями и грешниками, которые пришли на ужин в дом Левия. Этих людей не принимали иудеи. Их считали предателями, потому что они собирали подати для ненавистного языческого Рима, и нарушителями Закона Моисеева. Господь же разделил с ними трапезу, возлежал с ними за одним столом и вел беседы. Для Спасителя эти люди дороги, потому что они потянулись к Нему. К сожалению, порой внешняя праведность становится преградой на нашем пути к Богу. Ведь нам кажется, что если я делаю как надо, как предписано церковными правилами, то Господь обязан быть со мной. Но Бог откликается на зов сердца, на любовь, а не на механически исполняемые обряды и традиции. Он хочет и праведника сделать еще более праведным, разбудив в нем живую веру, но хочет и того, кто, имея живую веру, не умеет еще молиться и поститься, научить этим подвигам.

И священников, которые идут сегодня путем Христовым, укоряют и слева, и справа. Если он прошел мимо грешного человека, который ругает Бога и Церковь, то скажут, что священник должен и его обратить ко Христу, ведь он тоже человек. А когда священник ради таких людей начинает делать более понятным богослужение, когда объясняет им, что человеку, который только пришел в Церковь, не пропоститься семь недель, как это делали его деды и прадеды, поэтому нужно взять пост по силам, тогда находятся наши современные «праведники», которые сразу обвиняют священника, что он учит не поститься. Но нет, мы видим, что священник разрывается как Христос в любви своей и к праведникам, и к грешникам, протягивая и к тем, и к другим руки. Праведников призывает иметь любовь, которую часто теряют за своей внешней праведностью, а тех, кто тянется к Богу, но не имеет еще опыта церковной жизни, зовет привыкать к подвигу поста, молитвы, посещения храма. То есть священник проповедует перед очень разными людьми, как если бы преподавателю пришлось вести урок одновременно перед первоклассниками и одиннадцатиклассниками. И если бы милость Божия е помогала бы священнику, то ничего бы в этих условиях сделать было бы невозможно. Поэтому священники и обращаются постоянно с молитвой к Богу, чтобы Он Сам вложил нужные слова проповеди, чтобы они достигли сердца каждого прихожанина: и опытного, и только встающего на путь церковной жизни».

Вечером 6 апреля, канун Благовещения, архиепископ Юстиниан совершит праздничное всенощное бдение в Казанском соборе Элисты.


Проповедь архиепископа Юстиниана

Сегодня, в преддверии праздника Благовещения Божией Матери, совершается чествование иконы Богородицы, именуемой «Тучная Гора». Этот образ своим прославлением связан с историей, которая произошла в городе Тверь. Некий человек в храме производил работы и ему должны были заплатить. Но у общины не было достаточной суммы, чтобы оплатить его труды, поэтому настоятель благословил ему взять икону Божией Матери в качестве доплаты. Человек этот с благодарностью принял этот образ, принес его домой и пока он был жив, то икона была почитаема в его доме. Но в старину не было лаков, которыми сейчас покрывают иконы, поэтому использовали олифу – варенное оливковое масло. Олифа, когда она свежая, дает красоту, предохраняет икону от повреждений, но со временем она начинает темнеть. Проходит восемьдесят лет и икона становится как бы темной – покрывается непроницаемой черной пленкой. Такое произошло и с этим образом Божией Матери. Дети этого человека, увидев, что икона потемнела, убрали ее на чердак и забыли о ней.

По Промыслу Божию в этот дом пришла невестка и, как это часто бывает, ей было трудно в доме родителей своего мужа. Она не могла найти общий язык со свекровью и свекром. В отчаянии она выбежала однажды во двор, чтобы наложить на себя руки. Но там она увидела некоего старца, который остановил ее: «Куда ты бежишь, несчастная? Остановись. Не делай этого греха! Поднимись на чердак, там найдешь образ Богородицы. Помолись перед ним и жизнь у тебя наладится». И эта молодая женщина поступила по слову старца. Поднялась на чердак и нашла икону Богородицы. Она спустила ее вниз и рассказала о том, что произошло. Тогда вся семья искренне помолилась перед этим образом и в доме воцарились мир и согласие. Со временем известие об этом чуде распространилось по городу и многие люди стали приходить к ней. И в этом роду появился завет: когда будет умирать последний мужчина в семье, то икону нужно будет передать в храм. Так и случилось, когда постарел последний мужчина в этом роду, то он, помня этот завет, отнес образ в новопостроенный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Так этот образ стал почитаем сначала по всему Тверскому краю, а потом и во всей России.

Название образа «Тучная Гора» восходит к ветхозаветным временам, к пророчеству Даниила, когда он предсказывал пришествие в мир Спасителя и воцарение Христова Царства по всему миру. Даниил растолковывал царю Навуходоносору его сон. Во сне царю был явлен колосс на глиняных ногах, разрушенный камнем, отколовшимся от большой горы. Вот эта большая, то есть тучная, гора – это образ Богоматери, в чем сходятся все христианские толкователей. Она без воли человеческой, по Воле Божией, сошествием Духа Святого, рождает Сына и Царство Его воцаряется по всему миру – нет сейчас ни одного государства, где не знали бы о Христе и о Его Пречистой Матери. Придет время и более исполнится пророчество Даниила – упразднится всякая власть и воцарится Христос как Царь Неба и Земли.