Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан совершил Литургию Преждеосвященных даров в храме Городовиковска

18 апреля 2024 года, в четверг пятой седмицы Великого поста, Четверток Великого канона, перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Литургию Преждеосвященных даров в храме святого страстотерпца цесаревича Алексия города Городовиковска.

Правящему архиерею сослужили клирики Элистинской епархии.

По окончании Архипастырь обратился к собравшимся со словом проповеди.

После богослужения архиепископ Юстиниан осмотрел ход продолжающихся работ по росписи храма и высказал слова одобрения в адрес группы иконописцев, участвующей в реализации проекта.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Вчера вечером мы молились за богослужением, которое называют Мариино стояние, во время которого положено совершать множество поясных и земных поклонов. Поэтому издревле к этой службе готовились, ее любили, но вместе с тем она была и неким экзаменом церковности, потому что выстоять многие часы богослужения, положить столько поклонов – это великий труд, который большинству современных христиан кажется непосильным. И это, увы, говорит о том, как много мы утратили в нашей церковной жизни. Мы и в менее трудных, казалось бы, повседневных богослужебных делах утратили тот уровень благочестия и усердия, которыми отличались наши предки. При этом я не говорю о глубокой древности! Во времена моей юности – 70-е и 80-е годы ХХ века, в разгар господства атеистической власти – большинство прихожан умели читать на церковнославянском языке, помогали на клиросе, читали над усопшими Псалтирь. Сегодня же, когда открыто множество храмов, нет никаких препятствий к исповеданию своей веры, доступны книги и богословские, и богослужебные, старое поколение уже уходит в мир иной, а среди наших прихожан остаются лишь единицы, умеющие читать на церковнославянском, знающие ход богослужения. Ныне не найти тех чтиц, как это было раньше, которых можно пригласить почитать Псалтирь над усопшим. А раньше такие люди были. Они ночами, а бывало и несколько дней читали псалмы над гробом. Увы, время свободы, которое мы сегодня имеем, мы не используем для спасения своей души и во благо Церкви!
Сегодня мы молились на Литургии Преждеосвященных Даров. Эта Литургия всегда служится в соединении с вечерней. Так сложилось потому, что она совершается преимущественно в среду и пятницу седмиц Великого поста, когда наши благочестивые предки накладывали на себя дополнительный постный подвиг – не вкушали пищи до вечера. Мы же сейчас совершаем это богослужение утром, потому что наши современные прихожане просто не в состоянии не есть до вечера и не утратить силы. То есть и телесно, и духовно мы стали намного слабее. Поэтому, когда внешнему человеку непонятно, почему мы утром совершаем вечернее богослужение, то мы видим в этом материнскую заботу Церкви о своих чадах, которые не могут понести подвиг своих предков.
Радуюсь, видя, как городовиковский храм благоукрашается, как он становится одним из самых красивых храмов нашей епархии. Вспоминаю 90-е годы, когда времена были еще более трудные, более страшные, чем сейчас. Мы сегодня видим верующего мудрого президента, а тогда казалось, что вся страна разваливается на куски, не было понятно, что будет завтра. Тогда закрывались многие учреждения культуры, предприятия заканчивали свое существование, однако, священники, вышедшие из Советского Союза, привыкли к тому, что им не помогали при советской власти, лишь бы не мешали. Переживая нехватку продуктов первой необходимости, люди Церкви в 90-х с радостью брались за восстановление руин церковных зданий. Христиане того времени являли собой в том испуганном мире островок уверенности  в Боге. Храмы тогда соединяли людей и, видя это единство, это бесстрашие верующих, в Церковь потянулись многие и многие, кто утратил ориентиры: это были военные, учителя, инженеры, простые рабочие, потому что Церковь утешала и объясняла в  чем состоит смысл жизни человека. В бушующем мире, когда многие спивались и даже накладывали на себя руки, храмы наполнялись не только бабушками и женщинами, но и молодыми здоровыми мужчинами. Они приходили в Церковь учиться уверенности в завтрашнем дне.
Мы восстанавливали из руин храмы, питаясь  той гуманитарной помощью, приходящей из Германии: чечевицей и растительным маслом. Чечевица и блины – вот был наш ежедневный рацион, но мы были радостны, потому что мы восстанавливали церкви. И мы превозмогли тогда все трудности. Россия выстояла тогда. И здесь, в Городовиковске, богослужения начинались в старом здании, был установлен импровизированный иконостас из фанеры, образа были в ризах из фольги, сделанных благочестивыми прихожанами, но храм тот наполнялся верующими людьми. И те тридцать-сорок человек пришедших тогда, остались и сейчас костяком прихода уже нового городовиковского храма в честь страстотерпца цесаревича Алексия. К сожалению время неумолимо и многие из старых прихожан уже отошли в мир иной. И нас заботит, кто придет и встанет на наше место. Кто будет молиться и о нас, и о своих близких, и о Родине нашей. Ведь были люди, которые говорили, что придут в Церковь, когда будет новое храмовое здание, когда будет все благоустроено, но вот мы видим, что и храм величественный построен, что богослужения в нем совершаются постоянно, даже роспись на стенах появилась, но тех людей так и не видим мы молящимися за богослужением. Дай, Боже, чтобы мы осознали то, как нам нужна Церковь! Ведь без нас Церковь проживет, она существует уже две тысячи лет, но мы без Церкви теряем смысл своего существования.