Расписание
Помочь

В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы архиепископ Юстиниан совершил Литургию в храме села Приютное

20 апреля 2024 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в храме Воздвижения Креста Господня села Приютное.
Правящему архиерею сослужили клирики Элистинской епархии.

После чтения Евангелия архиепископ Юстиниан дал толкование читавшемуся за богослужением отрывку: « Явление Христа на земле было предсказано пророками. Откровение это было даровано богоизбранному еврейскому народу, чтобы они ждали Его – Спасителя мира. Для нас Христос есть как бы имя собственное, но собственное имя Господа – Иисус, которое было наречено Ему на восьмой день после Рождества, а Христос – это указание на то, кто Он есть. Христос – это греческий перевод еврейского слова Мессия, что на русский язык переводится как «тот, кто помазан». В Иудее, как и на всем Востоке, с давних пор существует обычай помазывать или возливать елей на царей, пророков. И по Закону Моисея призываемые на служение левиты и священники помазывались елеем. То есть через помазание этим освященным маслом давался видимый знак, что человек призывается на особое служение. Сам Спаситель о Себе говорит: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня» (Лк. 4:18). Этим Он говорит иудеям, что Он избран для спасения мира.

Господь, незадолго до входа в Иерусалим, спрашивает Своих учеников: «За кого почитают Меня люди?» (Мк. 8:27). И слышит от них ответ: «За Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков» (Мк. 8:28). Тогда Спаситель прямо спрашивает учеников: «а вы за кого почитаете Меня?» (Мк. 8:29). Петр же, как самый старший, уважаемый, отвечает от лица всех апостолов: «Ты Христос» (Мк. 8:29). То есть он исповедует своего Учителя Тем, Кого ждали отцы их и о Ком говорили пророки. Но признать в Иисусе из Назарета, из области, которая презиралась иудеями, Мессию было невероятно сложно, потому что евреи даже говорили: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46). И апостолы признают в Нем Христа, потому что видели великие знамения и чудеса, которые никто до Него не совершал на земле.

Апостолы поверили, что Иисус есть подлинно Христос, стали говорить об этом, но в этот момент их ждет страшное откровение – Господь говорит, что Ему «много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:31). Они ждали Мессию, который будет земным царем, которого будут бояться все народы и который прославит иудеев. Так были приучены евреи и такого Христа они ждали. Но, как только апостолы поверили, что их Учитель есть подлинный Мессия, Он начал говорить им о Своей смерти на Кресте и Воскресении. То есть для апостолов это было душевной и интеллектуальной встряской – только они убеждаются, что Иисус подлинно Христос, как Он говорит им, что они идут в Иерусалим, где Его должны распять.

Нынешнее Евангельское чтение готовит нас к тому, чтобы мы прошли путь вместе с апостолами. Все ближе и ближе подходят дни Страстной седмицы. Уже через неделю мы будем вспоминать Вход Господень в Иерусалим и страдания Господни. И это нужно нам, чтобы мы не соблазнились подобно апостолам. Ведь кого обычно берут под стражу и казнят? Преступников. Кого грешные люди могут убить? Такого же как они человека. То есть Христос начинает заранее предупреждать Своих учеников, что Его предадут, беззаконно осудят и убьют, но, чтобы они, а вместе с ними и мы, не сомневались в том, что он подлинно Мессия, Сын Божий, говорит, что воскреснет в третий день. И хотя нам трудно осознать, почему только через Свою смерть от рук грешников Господь искупил наши грехи, мы смиряемся с Его Святой Волей. Мы приклоняем колена своего сердца и размышления перед этой великой Тайной нашего искупления.

Господи, как апостолы Твои были с Тобой, даруй и нам быть с Тобой! Но апостолы в момент, когда Тебя взяли под стражу, испугавшись, разбежались, а нам же, милосердный Боже, даруй мужество и силы быть с Тобой до конца. Дай нам пройти оставшееся время Великого поста и Страстной седмицы рядом с Тобой, чтобы не только Воскресение Твое славить, но и во время страданий и тридневного погребения с Тобой быть!».

В завершении Правящий архиерей вместе с сослужащим духовенством совершил акафист Пресвятой Богородице у чтимой Казанской иконы.

После Владыка обратился к собравшимся, напомнив о значении дня Субботы Акафиста.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Нынешний день именуется Субботой Акафиста, потому что совершается особым торжественным образом пение Акафиста Божией Матери. Акафист – это первое духовное песнопение такого рода, сложенное в память о многих моментах помощи и защиты Богородицей народа христианского. После одного из страшных набегов на Константинополь, когда враги казалось должны были взять столицу Византийской империи, Пречистая Дева защитила город и даровала победу. Тогда и был сложен текст этого чудного песнопения в честь защиты Божией Матерью Своего народа – гимн любви, гимн, призывающий и впредь Богородицу не оставлять нас. Многие сотни лет прошло с момента составления Акафиста, но он стал столь востребован Церковью, что мы постоянно прибегаем к его исполнению. По примеру этого радостного гимна как в то время, так и сегодня составляются многочисленные акафисты Господу и святым, но именно Акафист Божией Матери был первым песнопением подобного рода. И мы исполняем его всегда стоя. Так следует и из его названия: кафизма означает «сижу, а частица «а» означает «не», то есть акафист значит «не сижу». И мы во время пения акафиста никогда не сидим, потому что прославляется Божия Матерь и Ее любовь к нам. Снова и снова будем ублажать Пречистую Деву сердечным восклицанием: «Радуйся, Невесто Неневестная»!