Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан совершил Литургию Преждеосвященных даров в Казанском соборе Элисты

30 апреля 2024 года, в Великий вторник, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Литургию Преждеосвященых даров в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.

По окончании Архипастырь обратился к собравшимся со словом проповеди: «Каждый год мы стремимся к участию в богослужениях Страстной седмицы, но часто это время приходится на рабочие дни, из-за этого многие наши прихожане не могут в должной мере приобщиться к службам, а в этом году первые три дня Страстной седмицы – государственные выходные, поэтому работающие люди могут поспешить в храм, чтобы приготовить душу свою к торжеству праздника Пасхи. Тот, кто не пройдет мысленно, молитвенно со Христом Его последние дни и часы в Иерусалиме , тот не почувствует всю боль и состояние  богооставленности Господа Иисуса Христа возопившего на Кресте: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:34). Тем, кто не участвовал в службах Страстной седмицы, кто не соскорбел распятому Господу, не понять радости и ликования Пасхи Христовой. Для тех, кто понял и ощутил всю трагедию Страстных дней, понятно и торжество Воскресения Христова, когда, по Уставу Церковному, весь храм и духовенство облачаются в светлые ризы, богослужение совершается радостно и быстро.

Нынешнее Евангельское чтение на Божественной Литургии – это притчи, через которые Он старался донести мысль: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13). Нам нужно бодрствовать, потому что не знаем даже дня и часа, когда смертный час наш придет, что уж говорить о Втором пришествии Христовом! Ведь многие думают, что Спаситель придет еще не скоро, что смерть наша настанет не скоро, поэтому можно потом покаяться, а пока грешить, но нынешнее Евангелие нас предупреждает, что внезапно могут окончиться дни нашего земного бытия и предстанем пред Судией-Христом. Поэтому Церковь сегодня поет тропарь: «Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным» (Тропарь, глас 8). Это песнопение отражает то, о чем Господь говорит в притчах, которые мы слышим ныне.

Спаситель рассказывает притчу о том , как некий господин, отъезжая по  делам, дает своим рабам по таланту. Слово талант у нас сейчас имеет значение некоего дарования, а в то время этим словом обозначали меру серебра, то есть деньги. То есть господин дает своим слугам деньги: одному дает пять талантов, другому два, а иному один. И указывает Евангелие, что господин каждому дал в меру его способностей. В древнем мире хороший господин знал способности каждого своего слуги, и сегодня хороший руководитель знает таланты и способности своих подчиненных. Потом господин возвращается и тот раб, который получил пять талантов, преумножил их и приобрел еще пять талантов. И тот, кто получил два таланта, удвоил их. То есть они в отсутствие своего хозяина, без понукания, преумножили доверенные им деньги. А тот, кто получил один талант, закопал его в землю. И когда пришел хозяин он, вместо того, чтобы винить себя, что не употребил талант в дело и не преумножил его, начинает говорить дерзкие и обидные слова: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф. 25:24-25). И господин спрашивает этого раба, почему он, зная такую жестокость своего хозяина, из страха хотя бы не преумножил деньги. Получается, что хозяин-то не был жестоким человеком, но дал каждому слуге показать свои способности, а услышал в ответ от ленивого раба лишь укор, которым он оправдывал свою лень.

Еще притчу рассказывает Господь о десяти девах, пять из которых были мудры, а пять неразумны. Их делом было ждать с горящими светильниками жениха, который в радости должен был возвратиться в дом свой. И вот пять мудрых дев запаслись маслом для светильников, а пятеро неразумных довольствовались только тем, что было у них в светильниках. Жених замедлил с приходом и елей у них выгорел и когда жених уже приблизился, то стали просить у мудрых дев, чтобы они поделились с ними маслом, но те ответили: «Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе» (Мф. 25:9). Пока неразумные девы ходили за маслом, пришел жених и с мудрыми вошел в дом и затворил дверь. Когда неразумные вернулись и стали стучатся, то не отворили им, и жених сказал: «Истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25:12).

Эти притчи учат нас быть людьми собранными, бодрствующими христианами, которые духом своим не расслабляются. Конечно, мы имеем моменты и вдохновения, и радости, потому что нельзя быть в постоянном напряжении. Но нам нужно найти золотую середину, чтобы и бодрствовать, и уметь радоваться жизни. И нынешнее Евангельское чтение зовет нас не ослабевать в своих христианских трудах, потому что этим мы, подобно мудрым девам, запасаем себе елей добрых дел, дабы он не иссяк, когда придет Божественный Жених – Господь наш Иисус Христос. И нынешнее Евангельское чтение завершается словами Спасителя: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26:2). То есть за несколько дней Господь уже не намеками, а прямо говорит о Своей Крестной смерти и готовит апостолов, а вместе с ними и нас к тому, что вскоре должно случиться с Господом Иисусом».