Расписание
Помочь

В Великую Среду архиепископ Юстиниан совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Казанском соборе Элисты

1 мая 2024 года, в Среду Страстной седмицы, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.

По заамвонной молитве архиепископ Юстиниан прочитал молитву Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего».

В завершении Высокопреосвященный Юстиниан рассказал собравшимся о значении этого дня Страстной седмицы: “ Мы достигли Великой Среды – в это время уже не совершаются памяти святых, даже если даты их чествования приходятся на дни Страстной седмицы. На Страстной седмице уже не совершается храмовая заупокойная молитва, но это остается только уделом нашей частной, келейной молитвы, кроме той великой необходимости, когда необходимо проститься с усопшим и совершить отпевание. То есть Церковь в это время все наше внимание сосредотачивает на последних днях земного служения Господа Иисуса Христа.

Мы слышали сегодня в Паремиях, то есть Ветхозаветных чтениях, о Моисее, о том, как он был призван вывести народ еврейский из Египетского плена. Кто же был Моисей? Почему именно его избрал Господь для этой ответственной миссии? Он был человеком интересной судьбы. В младенчестве египтяне хотели убить его, как и прочих еврейских младенцев, так как евреев стало слишком много в Египте и их стали бояться. Но его мать использовала уловку, чтобы спасти свое чадо – она положила младенца в осмоленную корзинку и пустила по реке Нил, где его нашла одна из дочерей фараона. Она взяла его к себе, полюбила и воспитала при дворе фараона. Мать Моисея, которая стала его кормилицей, открыла ему, что он спасенный еврейский мальчик. То есть Моисей воспитывался при царском дворе, был человеком образованным, перед которым были открыты блестящие перспективы. Однако он, находясь при дворе царском, продолжал скорбеть за свой народ. И однажды он увидел, как некий египтянин бил еврея. Тогда Моисей, будучи царедворцем, воспылал гневом, заступился за еврея и убил египтянина. На другой день он был среди евреев и увидел, как они между собой стали спорить. Моисей стал их останавливать и один из спорящих крикнул ему обидные слова: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина?» (Исх. 2:14). Он тогда понял, что его поступок стал известен и что если весть об этом дойдет до фараона, то его накажут как преступника. Поэтому Моисей бежал в Синайскую пустыню и нашел прибежище в местах, где жил священник по имени Иофор. Там он женился на дочери этого священника, которая родила ему двух сыновей.

Из Синайской пустыни Господь воззовет Моисея, чтобы он пришел освободить еврейский народ. И мы видим, что Моисей был человеком сильным, внутренне готовым к тому, чтобы защитить своих соплеменников даже от того, кто находится у власти. Поэтому его призывает Бог, видя в нем человека с горящим сердцем, который не мирится со страданиями народа своего, готового защитить народ свой. Мы часто видим, что сильные мира сего, обладающие богатствами и влиянием, равнодушно относятся к страданиям других людей. Они считают себя достойными роскошной жизни, а людей бедных, да и просто не таких состоятельных как они, они буквально презирают и не испытывают к ним ни капли сочувствия. Не таков был Моисей! Находясь при фараоне, имея богатство и влияние, он не прошел мимо и заступился за страждущего. И не только молитвой, но и делами мы должны откликаться на чужую беду, видя пример пророка и боговидца Моисея.

Мы вспоминаем, что нынешний день Страстной Среды – это день предательства Иуды. Последней каплей, переполнившей чашу его терпения, стало то, что женщина Мария зашла туда, где Господь возлежал за трапезой со Своими учениками, и в знак благодарности ко Христу возлила драгоценное благовонное миро на Его главу. И Иуда подтолкнул других апостолов к тому, что они стали роптать: «К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26:8-9). Как благородно звучит! Но Господь ответил: «Она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению (Мф. 26:10-12). Так было принято на Востоке: тела усопших обильно умащали благовонными маслами, которые перебивают запах тления и позволяют дольше  уберечь от разложения. И Христос прямо сказал, что женщина эта к погребению Его приготовила. То есть еще раз Спаситель прямо говорит о Своей приближающейся смерти. А Иуда, который хранил казну, то есть те деньги, которые жертвовали Христу и апостолам, был, вором, поэтому он уже думал, сколько можно присвоить денег с проданного мира. И увидев такое расточительство, что деньги ушли от него, вознегодовал и понял, что Иисус не тот Учитель, с Которым он хочет быть.

Иуда пришел к Иисусу в надежде, что Он объявит Себя земным царем, но Спаситель не сделал этого. Христос наоборот говорил: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). И Иуда не принял этого. Тогда он стал в отчаянии искать, как предать Его и хоть что-то получить за это, раз не удалось соцарствовать Христу. Он пошел к первосвященникам в Иерусалим, зная, что они негодуют против его Учителя, и спросил: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» (Мф. 26:15). А в Иерусалиме к празднику Пасхи собралось великое множество иудеев. И первосвященники, зная, что после воскрешения Лазаря Иисус был известен среди иудеев, боялись взять Его под стражу, хотя давно желали этого. И вдруг приходит к ним ученик этого ненавистного Иисуса и спрашивает, что они дадут ему за предательство. Поэтому предлагают Иуде тридцать серебряных монет – это была цена обыкновенного мужчины-раба, не обладающего никакими выдающимися способностями, в Римской империи. Иуда взял их и стал с того момента искать удобного случая, чтобы предать своего Учителя.

Порой мы бываем разочарованы в близких людях. Порой бывает и не напрасно разочарованы. Но если мы бываем в сообществе, которое разочаровало нас, то мы должны оставить этих людей на суд Божий и уйти, но не предавать их. У меня есть правило: когда я прихожу освящать жилище или учреждение, то призываю людей молиться вместе со мной, а не чтобы я молился вместо них. И вот, когда я был священником в Твери, меня пригласили освятить один банк. Тогда я тоже призвал работников молиться вместе со мной, прося Бога о благословении их трудов. И сказал им, что если им дальше тяжело будет работать в этом месте или они почувствуют в себе способность начать свое собственное дело, то пусть уходят, но не «громко хлопнув дверью», а с миром, никого не оскорбляя. Совершил я чин благословения этого учреждения и меня пригласили к столу, чтобы попить чай и пообщаться. И в этот момент ко мне подошел один из заместителей руководителя банка, поблагодарил и удивил меня следующими словами: «Я, конечно, знаю, что Вас попросили так сказать ». Оказалось, что этот заместитель руководителя был недоволен действиями своего начальства,  и мои слова задели его сердце. Поэтому я всегда призываю, чтобы в своем «благородном» гневе мы не совершили непоправимого. Ведь и Иуда в тот момент считал, что он предает обманщика, который не оправдал его надежд. Дай нам, Господи, смотреть на себя, на свои грехи, не рубить с плеча и меньше предавать своих близких”.