Расписание
Помочь

В Неделю Торжества Православия архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

24 марта 2024 года, в Неделю Торжества Православия, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.

За богослужением возносились особые молитвы о жертвах и пострадавших в результате теракта в Красногорске.

Литургия завершилась чином Торжества Православия, во время которого верующие держали в руках свои семейные иконы, которые они принесли в этот день в храм как напоминание о победе над иконоборчеством. 

Священнослужители пропели многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, архипастырям, пастырям и всем верным чадам Христовой Церкви.

После собравшиеся совершили крестный ход вокруг кафедрального храма.

Во время шествия священнослужители несли чтимый образ Казанской иконы Божией Матери из села Приютное.

По окончании архиерейский хор Казанского собора исполнил благодарственный гимн — песнь святого Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим».

Владыка Юстиниан приветствовал собравшихся с праздником Торжества Православия.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Бог, сотворив человека, отчасти показал нам Себя, ибо каждый человек есть икона Бога, потому что мы созданы по образу и подобию Его. Еще большее откровение случилось при воплощении на земле Сына Божия. Церковь говорит, что, как писатель словом, художник кистью, Богоматерь описала, сделала явственным Бога, который есть дух (ср. Ин. 4:24), дав Ему Свое человеческое естество. Сын Божий, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, предвечный Творец мира во утробе Пречистой Девы принимает Себе плоть, как будто бы искусно вытканную багряницу, пурпурную завесу (ср. Тропарь 8-й песни Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.) Невидимый прежде телесными очами Бог стал видим, ибо Он жил среди людей, испытывал присущие человеку трудности: и голодал, и жаждал, и подлинно плоть Господа страдала на Кресте. То есть с воплощением Сына Божия Бог стал видим человеческими очами, поэтому стало возможно написание икон. В этом Церковь видела свою истинную веру.
Со временем, к VII веку, стали возникать злые учения, которые заставляли отказаться от икон в Византийской империи. Иконы стали подвергаться гонениям, а те, кто держал их у себя дома, подвергались ссылкам. Иконописцам, если их заставали за работой, отрубали руки. Гонения на иконы было столь страшным, что многие не решались хранить у себя святые образа и старались их доверить Промыслу Божию. Именно тогда некая женщина, сохраняя образ Божией Матери, доверила его волнам морским. И икона эта дошла до пределов Афона и там прославилась как всемирно известная Иверская икона Богородицы. Множество монашествующих в то время, сохраняя истинную веру, покинуло Византийскую империю и ушло в Крым и выше по Дону, создавая свои обители. То есть уже в то время в нашей части России было принято благотворное влияние монашествующих, которые бежали от иконоборцев.
Благодаря монашествующим и благочестивому церковному народу, которые сердцем почувствовали, где истина, а где ложь, сохранилось почитание святых икон в Церкви. И императрица Феодора, воцарившись, решает идти вопреки военному столичному гарнизону, войны которого являли собой грозную силу и, не понимая православного учения, выступали против почитания икон, начинает готовить град Константинополь к тому, что снова воссияло Православие. По слову ее епископы, священники, монашествующие собрались в столице Византии и постановили отказаться от прежних лжеучений, прославлять Бога и почитать святые иконы .
Мы вспоминаем те события, которые начали тогда именоваться Торжеством Православия, потому что восстановили почитание святых икон, но вскоре содержание этого праздника стало более значительным, более всеобъемлющим. Уже вспоминаем не только, как Церковь переболела иконоборческой ересью, но устояла, а вспоминаем, что в истории Церкви было много и других испытаний , но Церковь преодолела все еретические нападки и выстояла, ибо ее основал Сам Христос и «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). И сегодня, когда мы говорим о Торжестве православия, мы имеем в виду не только восстановление иконопочитания, но воистину говорим о торжестве истинной веры.
Есть ныне и печальные вести, которые нас ужасают. Мы молимся о жертвах теракта в Красногорске. Люди не ожидали скорой смерти. Они готовились к тому, чтобы услышать пение и музыку. Но, думаю, в те минуты или даже секунды перед кончиной все они обратились к Богу. В тот момент не было никого из них неверующих, но все они вопияли к Господу. И Господь да простит их грехи вольные и невольные и упокоит во Царствии Своем. Мы молимся об упокоении погибших во время этого страшного теракта. Молимся, чтобы Господь скорее восставил здравыми тех, кто ранен, кто пребывает под заботой врачей. Мы молимся и сочувствуем родным и близким погибших. Господь да утешит их и дарует им иметь надежду в Боге. Пусть знают они, что душа не уходит в небытие, душа человеческая бессмертна. Пусть они молятся за своих усопших близких – это и умершим пользу принесет и им принесет утешение.