Расписание
Помочь

В Лазареву субботу архиепископ Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском соборе Элисты

27 апреля 2024 года, в Субботу 6-й седмицы Великого поста, Лазареву субботу, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Казанском кафедральном соборе города Элисты.
Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.

На малом входе архиепископ Юстиниан, согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, наградил клирика Казанского кафедрального собора протоиерея Юрия Котинова правом ношения наперсного креста.

После Высокопреосвященный владыка совершил полное каждение под пение тропарей «Ангельский собор».

После чтения Евангелия о воскрешении Лазаря, прихожане храма пропели молитву «Воскресение Христово видевше».

В завершении Архипастырь напомнил верующим о чуде воскрешения четырехдневного Лазаря.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Для человека воцерковленного, посещающего богослужения, более глубоко открывается все то, что Церковь отмечает как праздничное событие. Так и сегодня, в день, который мы именуем Лазаревой субботой, богослужение раскрывает нам как исторический смысл воскрешения праведного Лазаря и Входа Господня в Иерусалим, так и духовную глубину этих событий. Без чуда воскрешения четверодневного покойника не было бы торжественного вхождения Иисуса в Иерусалим как народом провозглашаемого царя.

К празднику иудейской Пасхи в Иерусалим собиралось великое множество людей. Город и его окрестности были тогда переполнены. Пасха переживалась иудеями как праздник избавления от рабства, как признак любви Божией к еврейскому народу. И вот в то время, когда Господь Иисус Христос совершал Свое земное служение, иудеи снова были хотя и не в рабстве, но под прямым владычеством Рима: не имели самостоятельного государства, должны были следовать римским законам и повелениям римского императора. Это невероятно оскорбляло евреев. Поэтому перед праздником Пасхи возрастала надежда на скорое пришествие Мессии, Который, подобно Моисею, выведшему евреев из Египетского рабства, выведет их из-под власти Рима и возвеличит иудейский народ. Евреи стекались в Иерусалим на Пасху не только со всей Палестины, но и из мест более отдаленных: из Европы, Александрии, Малой Азии, Месопотамии. Благо, что тогда хорошо было развито дорожное сообщение – даже сегодня сохранились остатки римских дорог, прочности которых поражаются современные исследователи.

Все это великое множество народа, собравшееся в Иерусалиме на празднование Пасхи, слышат о том, что в Вифании, на юго-восточном склоне Елеонской горы, происходит нечто страшное и поразительное – Иисус, про Которого ходит и так много слухов, что Он совершает чудеса и проповедует, как имеющий власть, воскресил четверодневного покойника. Тогда у всех иудеев, услышавших об этом, утвердилось мнение, что этот Иисус есть подлинный Христос, Который идет освободить народ Свой и прославить его. Поэтому торжество Входа Господня в Иерусалим, когда иудеи радостно встречали Его, обязано именно нынешнему дню Лазаревой субботы, когда Спаситель совершил чудо воскрешения праведного Лазаря.

Воскрешение праведного Лазаря – это преддверие Воскресения Христова. Господь, воскрешая четверодневного покойника, показывает, что Он и Сам воскреснет после Своей Крестной смерти. Поэтому мы слышим сегодня на богослужении песнопения Воскресного дня: тропари воскресны «Ангельский собор» и гимн «Воскресение Христово видевше». Завтра мы совершаем богослужение без этих обычных воскресных молитвословий, потому что Вход Господень в Иерусалим открывает восхождение Христа на Голгофу, но перед этим Церковь укрепляет нас, обещая, что воскресивший Лазаря, воскреснет Сам и дарует нам жизнь вечную, ведь мы слышим сегодня в Евангелии свидетельство Христа о Себе Самом: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).

Хочу обратить внимание сегодня и на то, что Господь проявил Себя человеком с нежным сердцем. Он Бог, но Он и человек. Мы видим в событии воскрешения праведного Лазаря, что в Иисусе действует и Божественное естество, и человеческое. Как человек Он приходит в Вифанию и видит скорбящих, и тогда «Сам восскорбел духом и возмутился» (Ин. 11:33) и даже «прослезился» (Ин. 11:35). Как человеку Иисусу было жалко Лазаря, Он соскорбел Марфе и Марии, которые оплакивали своего брата, а как Бог Он идет к пещере, где погребен Лазарь и повелевает: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11:43). И покойник, который обвит пеленами, воскресает, слушаясь повеления Господа. Иисус тогда говорит иудеям: «Развяжите его, пусть идет» (Ин. 11:44). То есть воистину мы ныне видим и силу Божества, и человеческое сострадание и желание утешить.

Когда Марфа встретила Иисуса на входе в Вифанию, то она с Ним разговаривает, вдохновляется надеждой на чудо, а Мария в этот момент находится дома: она скорбит, ее окружают родные и близкие, пришедшие утешить ее. Тогда Марфа тайно послала кого-то за сестрой, чтобы ей передали: «Учитель здесь и зовет тебя» (Ин. 11:28). Но мы же в разговоре Иисуса с Марфой не видим, чтобы Спаситель говорил, чтобы к Нему позвали Марию. То есть Марфа берет на себя такое дерзновение, чтобы позвать Марию. Такая была ее искренность, такая дерзновенная любовь к сестре, чтобы позвать Марию, дабы она не пропустила в своей скорби приход Господа. Мария, услышав, что ее зовет Учитель, бросает все и бежит навстречу Иисусу. Наверное, если бы Марфа передала ей, что она сама зовет ее, то сестра бы не послушала, но она дерзает сказать, что Господь ее зовет, и сестры становятся свидетельницами чуда воскрешения их брата. Они слышат от Иисуса, что Он есть «воскресение и жизнь», и что верующий в Него «если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). И нам, как и сестрам Марфе и Марии, не нужно большего удостоверения в Божественности Иисуса, потому что здесь Он Сам прямо свидетельствует о Себе, что Он подлинно Бог, Который может воскресить четверодневного покойника, воскресить и наши души, отягченные грехом и неверием.