Расписание
Помочь

Равноапостольной Кирилл – небесный покровитель Калмыкии

Христиане Калмыкии почитают равноапостольного Кирилла как своего небесного покровителя. Это связано с тем, что именно святой Кирилл (до принятия монашества Константин) был руководителем миссии, направленной императором Византии Михаилом III в Хазарию в 860-861 годах. Возможно, что путь святых братьев к ставке великого кагана пролегал через степи современной Калмыкии. Тогда чудо претворения горькой воды, которое совершилось, как повествует Житие, по молитве Кирилла, могло произойти, когда участники путешествия проходили по «безводным местам» нынешних калмыцких степей, а значит, какой-то из безвестных источников нашей малой родины может быть и до сего дня дарит свою воду, освященную великим христианским просветителем – апостолом славянского мира.

Славянские просветители

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.

Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). Император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях, проповедуя Евангельское учение.

Главным делом Святых Кирилла и Мефодия стало просвещение славян. С помощью учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра они составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

Хазарская миссия равноапостольных Кирилла и Мефодия

860 году Константин направлен с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана. Согласно житию, посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, обещавшего, если его убедят, принять христианство. Диспут Константина с мусульманским имамом и еврейским раввином, состоявшийся в присутствии кагана, согласно «Житию» завершился победой Константина.

По Шелковому пути

Юрий Лощиц, «Кирилл и Мефодий»
«…Покинув Херсон, братья двигались сначала посуху. Но лишь сначала. «Житие Кирилла», в одной-единственной фразе вроде бы прослеживает всё их дальнейшее странствие целиком — «от» и «до»: «Въседе же в корабль, пути ся ят козарьскаго на Меотское езеро, в Каспийская врата Кавкасских гор».

Меотское озеро, Меотида — античное имя Азовского моря. Сесть на корабль могли в Керчи, у самой южной кромки озера. Но поскольку оно омывает весь восточный берег полуострова, то корабль мог принять их и у пристани где-нибудь близь Сиваша. Ведь самое северное ответвление Великого Шёлкового пути проходило именно этим водным намётом: по озеру до устья Дона, затем вверх по реке, мимо хазарской крепости Белая вежа (Саркел). Потом до Переводки или Переволоки — места, где русла Дона и Волги смыкаются ближе всего и дают возможность для самой удобной и дешёвой доставки грузов посуху из одной реки в другую. Далее шли снова на корабле, до Каспийских ворот, если под этим названием разуметь дельту Волги.

Однако историческая география с давних времён именует Каспийскими воротами не устье Волги, а так называемый Дербентский проход в Кавказских горах. Поэтому можно ту же самую запись жития о маршруте византийской миссии прочитать совсем иначе. На корабль в Керчи сели лишь ненадолго, чтобы всего-навсего пересечь пролив между Меотским озером и Понтом и высадиться в Тмутаракани (Тамани). Именно отсюда — от тмутараканских пристаней — уходила посуху на восток ещё одна из ветвей Шёлкового пути. Уходила к тому самому Дербентскому проходу — Каспийским воротам.

Итак, даже в этих ограниченных пределах — от Чёрного моря до Каспийского — не умещался великий и прихотливый Шёлковый в одну-единственную путевую развёрстку. Хочешь, иди на восток Меотским озером и двумя большими реками. Хочешь, держись ближе к Кавказским горам.

Впрочем, в «Житии Кирилла» есть описание неких «безводных мест», достигнув которых, братья и их спутники «жажду не можаху терпети» и долго помучились в поисках питьевой воды. Напоследок Философ, помолясь, испил из источника, которым вначале побрезговали, и вода вдруг оказалась не горькой, как желчь, а студёной и сладостной на вкус. Похоже, такое испытание могло их подкараулить в летнюю жару именно на южном степном и полупустынном пути».

Хазария

Хазарский каганат (650—969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар находился ряд восточнославянских племенных союзов. Падение каганата связано с военными походами князя Святослава.